Читаю Ленину “Княжну”, очень интересная и своеобразная вещь, о жизни людей и богов – чисто крымская аллюзия, и очень насыщенная вещь: от колорита повседневной жизни чиновника греческого полиса – вот она провинция, греческие колонии, города-полисы на территории современного Крыма – и так тонко в эту жизнь вплетаются тайные чудесные вещи, которыми владеют посвященные, сюжет сплетается с жизнью степной княжны, дочери амазонки и вождя степного племени Зубы Дракона, поняла, что не скифского, – и так это все ощущается зримо, так явственно передаются звуки, запахи крымской степи, переходящей в море, такой интересный быт этого степного племени, где дочь вождя прежде, чем стать женой богатого греческого чиновника, наравне с мальчишками племени проходила воинскую науку – и инициацию в воины. И такая плотная ткань романа – все так насыщенно и разнообразно во всех картинах, каждая картина по максимуму насыщена светом и цветом, запахами, телесностью очень плотной, чувствами, переживаниями героев, еще балдеешь просто от перетекания сюжета – из комнаты в греческом доме – в воспоминания картин детства, взросления в степи, каждый раз будто открываешь дверь в мир героини, то в сцену, когда она открыла своим друзьям стихию моря, обалденно, как они, дети степи, открывают впервые для себя море!
А этот греческий полис! Как будто встает из руин Херсонес – или Пантикапей, вот эти руины Херсонеса, например. Остов каменного дома, это все, что видишь, когда бродишь по Херсонесу или Мирмекию.
Мне всегда хотелось заглянуть вглубь веков и понять, как же там жили. Я когда читала свои стихи в театре Херсонеса, в настоящем греческом театре, ощущала эту мощную силу из глубины веков.
И вот читаю “Княжну” – и попадаю в комнату греческого дома, в женскую комнату, в комнату жену – и так здорово, все так светло, прозрачно, так явно, Лена будто открыла туда дверь – и опять это ощущение, что ты попал в этот мир, очень реальный, зримый, что ты сам, будто посвященный, тебе дали это право, просто взяли и открыли двери к тайнам времен.
А ты ничего для этого и не делал, не проходил никаких инициаций, ты просто взял и начал читать книгу, ты просто читатель Но видимо, не просто, ибо инициацию читателя ты прошел уже очень давно, и теперь это такой кайф, такое наслаждение оказаться в мире Лениного романа! Тайн очень много!
Если в прежнем Ленином романе “Татуиро” рядом жили люди и демоны, в мире современном, Лена взяла жесткий пласт 90-х годов и в Крыму, и в Москве, это был период правления демонов-людей, они захватили реальный мир, и у Лены это все было так реалистично, так жестоко.
Лена не фантаст ни в коем случае, Лена во всем такой реалист, она, видимо, соблюдает некую условность жанра, но жанра не книжного, не форматного. Некую условность Лене диктует реальность, реальность ее произведений, там такая суровая правда жизни, ее, кстати, не встретишь в романах писателей, чьи произведения жестко обусловлены рамками книжного жанра. У Лены правда повествования диктует законы жанра. И вот “Княжна”! Так классно! Жизнь людей и их богов, не демонов, в этом романе в жизнь людей входят их боги и их тайны. Не знаю, где Лене удается брать материалы, которые известны только посвященным определенных культов, но здесь очень много тайн открывается. Когда об этих жреческих тайнах пишет, например, служительница культа, как Дион Форчун, например, это понятно.
А здесь Лена талантом своим приподнимает завесу.