Сэмюэль Рэй Дилэни
В фантастическом романе С. Дилэни «Вавилон-17» рассматривается интереснейшая идея. Супер-язык одной из цивилизаций меняет человека, который изучает его. Ничего не надо — ни хирургического вмешательства в мозг, ни приема таблеток и прочей химии. Просто — пустить в свое сознание чужие лингвистические формы, расширить себя, согласиться на большее и чуждое. Героев романа это делает супер-человеками с великолепной реакцией, высочайшей скоростью мышления и прочими бонусами, вплоть до изменения физиологии с анатомией.
Для нас такого языка еще не нашли. Зато сами себе мы выдумали албанский. Вернее, не выдумали, он существует с тех пор, как появилась письменность. Но воинствующе моден стал именно сейчас.
Вероятно люди пользуются албанским по разным причинам. Для поколения, что успело пожить в эпоху пиетета перед грамотностью, порой излишнего пиетета (в школах нам не говорили, что врожденное отсутствие грамотности не мешает некоторым избранным оставаться талантливейшими), причины совсем не такие, что для следующего поколения.
Знаю по себе, что намеренно написать ЖЫ ШЫ вот так — для меня было своего рода хулиганским кокетством, мол, знаю, как правильно, потому и пишу. Все равно, что матернуться в интеллигентствующей компании, где сноб на снобе…
И, кстати, здесь надо разделять албанский сам по себе, который, вероятно, может быть отнесен лингвистами к устоявшемуся жаргону или фене, где существуют свои правила и тоже можно делать ошибки. И просто манкирование грамотностью, которое у каждого свое. Вот, пишу, как хочу, а ваше дело понять, что именно написано!
Я отношусь к поколению с устоявшимся отношением к грамотности. Грамотность — это хорошо. Грамотность — один из показателей образованности человека.
Те, кто моложе и не успел помучиться в школах на уроках русского языка, заучивая наизусть восеь десятков орфограмм, вероятно, относятся к грамотности совсем по-другому.
Но речь сейчас не о них. А именно о тех, кто знал, умел и сейчас теряет.
А теряют все. Погружение в неграмотную языковую среду неизбежно размывает собственный внутренний запас грамотности, усыпляет внутреннего цензора. И получается грустная ситуация. И рады бы писать грамотно, уже без споров и отстаивания позиций, уже не ходя войнами на инакомысящих и инакопишущих, но — не умеем. Забываем, как.
Я сама с этим столкнулась достаточно давно. Когда забросила эксперименты с письменным словом в комментариях. Надоели они мне. И читать их тоже надоело, но тут уж хозяин-барин, кто как хочет, тот так и пишет. И стала на письме останавливаться на каждом втором слове. Размышляя мучительно, а как вот это пишется? А это? Ведь знала, знала!
А так как ходить войной на инакомыслящих не умею и не хочу, стала думать о противоядии. Индивидуалистка я. Захотела найти лекарство для себя, а кто хочет, пожалуйста, пусть тоже пользуется. Сам.
Чем спасаюсь я. Порталом Грамота.ру и кучей сетевых и бумажных словарей. И, хоть и покажусь в очередной раз занудой, снова скажу — читайте книги. Хорошие, настоящие книги настоящих авторов. Такое чтение вполне балансирует общение в аське и в комментариях с любителями поковеркать русский язык.
А то, знаете ли, если хоть немного поверить Сэмюэлю Дилани, в кого же нам предстоит переродиться???
26 августа 2008
476