И не менее традиционно Рок и Блонди выступают в паре.
Сергей Рок. Вопросы новогоднего волшебства — Елене Блонди.
РОК: О космосе. О высоком. Если бы хотелось попасть на другую планету, то на какую?
ЕЛЕНА БЛОНДИ: Помню, я хотела написать роман о планете серых оттенков, где их миллион (это было изрядно раньше 50-ти оттенков, если что). И как, улетая с нее на Землю, те, кто жил там долго и после вернулся, не умеют различать яркие цвета. Еще помню сюжет о Юпитере, кажется у Саймака, когда исследователи терялись и считались погибшими, а на деле они уходили в новое бытие, эдакий рай, совершенно другой, то есть, пока туда не попадешь, не понимаешь, что такое счастье, и те, кто не попали, продолжают не понимать. Такое упражнение для мозга читателя.
Это так, отступление. И на память приходят еще сто вариантов, уже описанных разными авторами, которые переносили на терпеливые планеты свои представления об удовольствиях и счастье. Я тоже человек, и, ничего нового не сказав, думаю, хорошо было бы побывать на планете, которая одновременно аттракцион чуждых ощущений и впечатлений, и – дом родной, но без мусора, деспотов и быдлячества. Типа, покаталась на космической радуге, а потом повалялась на лужайке в уютном саду с чашкой любимого кофе и котом под боком.
РОК: Давайте все-таки перейдем к родному, китайскому. Вот вам дают на выбор два варианта — вы кошка или собака? Что бы вы выбрали? Ну, хорошо, допустим, кошка. Тогда лучше усложнить — птица или змея? Что выше, а что насущнее? Ну и если примерить это на себя?
ЕЛЕНА БЛОНДИ: Кошки мне ближе, однозначно. И они не требуют сказочной переделки, так что была бы кошкой.
О втором предложении… Не желая отвергать змею, с которой у меня многое связано — я хорошо отношусь к змеям, получше, чем к птицам, поняла я сейчас, но! Птицы летают, и это серьезно… — исхитрилась бы и пожелала себя превратить в пернатого змея с крыльями.
Принято считать, что птица выше змеи. И действительно, есть потрясающе гармоничные птицы, к примеру, королевские фазаны. Когда не линяют. А вот змеи практически все гармоничны. Форма такая. Но я уже сказала, птицам даны полеты, правда это уже не сама птица, а ее умение, и если сравнивать умения, то полет вне конкуренции.
РОК: Про ёлочку. Даже не знаю что спросить. Давайте сами себя что-нибудь спросите про ёлочку.
ЕЛЕНА БЛОНДИ: Подойду к праздничному вопросу исключительно практично, ибо время пришло. Вопрос – чего бы мне хотелось в этом году под елочкой найти? Ответ – мешок денег, и побольше, побольше.
РОК: Что пить на новый год?
ЕЛЕНА БЛОНДИ: Так как я не пью земного спиртного, мне нравится искать градусы в других реальностях. Себе на праздничный стол я бы поставила пару пузатых графинов сверкающей цветной прозы (которую сама напишу))). Бутылку отличных выдержанных стихов, а лучше несколько бутылок, из которых наливать по чуть-чуть, по-коньячному. И еще, под крики гостей – сюрприз, запечатанную амфору, всю в ракушках и морской соли, с мифами, где древнегреческие – самые современные, а чем дальше пьешь, тем дальше в прошлое напиваешься…
РОК: Ну и вот, придумался такой вопрос. Как говорится — mega question. Вам предлагают составить компанию на новый год, а выбрать можно из писателей. Ну, например, мой сосед бы пригласил Веллера. Ну, а Веллер бы пригласил Довлатова (с ножиком). А кто-то, например, сказал бы — пусть бы пришли Толстая и Улицкая. Ну, или взять выше — Достоевский, Толстой. В общем, какую бы вы для себя составили компанию.
ЕЛЕНА БЛОНДИ: И тут я призадумалась. Хорошо общаться с писателями и поэтами, оставаясь для них собирательным образом читателя, как бы за стеклом, захотела – прервала беседу на полуслове, захотела – заставила бедного автора снова и снова повторять одну и ту же восхитительную фразу.
А тут нужно беседовать. Кивать. Наливать и угощать вкусностями. Попадать в тему, учитывать настроение. И чтоб самой было прекрасно и хорошо. А еще не каждый автор именно для этого праздника, именно для новогодней компании. К примеру, я пригласила бы Ивана Бунина, уйти на берег, смотреть на луну, слушать ночное море. Но пишут, что сам он был не очень-то приятным в общении человеком, и это знание сбивает. Вот, нашла! Я позвала бы в гости поэта Георгия Шенгели, а он бы, конечно, взял свою жену Нину, ту самую Нинку, которой посвящал прекрасные стихи.
И, гори все огнем, — если примет мое приглашение Макс Волошин, пусть приводит всю свою бесконечную компанию, с условием, что потом мы все к нему переместимся, на небесную крышу старого дома в Коктебеле – лениво и бездельно жить самый первый день наступившего года.
И если в этой компании будет комфортно Трумэну Капоте и Скотту Фитцджеральду, милости прошу, очень буду рада.
Обязательно приглашу Габриэля Гарсиа Маркеса, и думаю, ему как раз будет весело.
Елена Блонди, 27 декабря 2015 года, специально для Камеры Кунста.