Фото Лены Блонди
Прочла роман Елены Блонди elenablondy “Дзига” - он посвящается “Всем прекрасным зверям и их людям“.
Замечательное посвящение!
А теперь впечатление – давно я такого не писала!
***
Говорят, что, когда российские художники – пансионеры Петербургской Академии художеств – впервые попадали в Италию, они испытывали потрясение и учились писать заново. Почему? Да очень просто! Другое небо, другое солнце, другой свет. Все светлое, яркое, пышное, по сравнению с питерским – избыточное! Помните, у Пушкина: “О, наше северное лето – карикатура южных зим!”. А что ж тогда говорить о южном лете?!
Вот и проза керчанки Лены Блонди – такая: южная, яркая, пропитанная морем и степным ветром, ароматами душицы и водорослей, криками чаек и шумом волн. Вкусная проза!
Как пишет Лена: “Тут, в этом городе у моря, вкусно есть, дышать и просто жить“.
Так и в ее прозе – вкусно жить.
Очень вкусно, только нужно не хлебать столовой ложкой и глотать, не жуя, а аккуратно подбирать палочками по одной рисинке и смаковать. Потому что все рисинки – разноцветные, яркие, каждая со своим вкусом…
Тексты Лены нельзя пробегать бегом, в них нельзя заглядывать мимоходом, в них можно только жить.
Поселиться надолго, обжиться…
Они затягивают, как ни сопротивляйся – так тянет большая и сильная волна.
Если попробовать и набрать в текстовом поиске ее романа наугад любое слово, сети непременно притащат драгоценность!
Например, “воробьи”:
“В кустах бирючины трескотливо ругались воробьи, казалось, сейчас рассыплются на блестящие шестеренки от собственного крика и солнечного жара” – так и видишь этих воробьев в стиле стимпанк!
Или – “вода”:
“Вода сверкала, и чтоб не мешать ракушкам петь, была тихой. Плавила в себе мягкие солнечные звезды. Выносила их на мокрый песок и тихонько гасила, чтоб тут же вынести следующие…”
Или – “кот”:
“Лета вдруг вспомнила, как маленький черный кот Дзига тихо сидел на подоконнике, вострил аккуратные уши. Не двигаясь, слушал мир, смотрел в окно. А она смотрела на его красивую тень на солнечной шторе. Нашарила рукой фотоаппарат и сняла, несколько раз, как вытянул шею, слушая мир. Как поднимает лапу, трогая стекло между собой и миром...”
Вот они, герои романа: Лета и кот Дзига.
Лета…
Мне кажется, имя от слова “лето” – потому что она летняя, солнечная, летящая…
Юная, хотя и взрослая.
Вечная девочка с разбитой коленкой и солнечным смехом.
Со слезами, загнанными вглубь глаз.
Она ничего не может забыть, так что вряд ли автор назвал героиню в честь реки забвения Леты.
Дзига…
Это кот, который был на самом деле.
И который ушел навсегда, чтобы вернуться – мальчиком.
Я знаю, что это такое, когда они уходят.
Мой тоже ушел.
И он тоже был черным.
И я тоже попыталась его вернуть.
Но мне – не удалось.
А Лете – удалось.
И вот тут мы подходим к самой важной вещи!
Давайте остановимся.
Лена Блонди написала удивительную книгу!
О том, как пишется книга.
Это чудо происходит прямо на ваших глазах.
Рождение замысла, постепенный полет к финалу.
Сотворение героев.
Претворение собственной боли и отчаяния – в надежду и чистую радость для всех.
И еще одна важная вещь: взаимодействие автора и героев.
Не только автор творит персонажей, но и они – творят автора!
Меняют изнутри.
Это похоже…
Словно…
Может быть, как любовь?
Мы узнаем друг друга, мы проникаем друг в друга, я становлюсь тобой, ты – мной, и нам никогда уже не быть прежними, во мне есть часть тебя, в тебе – часть меня. И когда ты убиваешь меня, ты тоже умираешь…
Как-то так.